Импрессионизм художественная школа

История искусства
Живопись Франции
Живопись Испания
Курбе и реализм
Промышленная архитектура и
эстетика века машин
Архитектура во время перемен
Русские художники начала 20 века
Василий Васильевич Кандинский
Баухаус
Архитектура Москвы
История абстрактного искусства
Импрессионизм
художественная школа
Новая техника живописи
выставки импрессионистов
Импрессионисты и символисты
Ван Гог
Гоген Поль Дега Эдгар
Мане Эдуард Моне Клод
Революция соборов
Энергетика
Экология энергетики
Анализ работы электрофильтров
Регенеративные методы
Ядерное топливо
Математическое моделирование экологических систем
Ядерные топливные циклы
Графика
Выполнение графических работ
Машиностроительное черчение
Инженерная графика
Изучаем ArchiCAD
Строительное проектирование
Трехмерная проекция
Maya 3D
Трехмерное объектно-ориентированное
программное обеспечение CAD
Математика решение задач
Функция нескольких переменных
Интеграл Типовые задачи
Системы линейных уравнений
Предел функции
Производная и дифференциал
Неопределенный интеграл
Теория вероятности
Математика примеры решения задач
Обыкновенные дифференциальные
уравнения
Функция комплексной переменной
Дифференциальное исчисление
Элементы линейной алгебры
Пределы и непрерывность функции
Векторная алгебра
Математический анализ
Исследование функций
аналитическая геометрия
Числовые последовательности
Графические методы решения задач
Информатика
Диспетчер доступа
Межсетевое экранирование
Центральный процессор
персонального компьютера
История развития ПК
Сетевые службы Active Directory
Дополнительные сетевые службы
Физика решение задач
Квантовая и атомная физика
Решение задач по физике примеры
Курс лекций по физике
Расчет электрических цепей.
Исследование линейной цепи
Линейные электрические цепи
Методика расчёта электрических цепей
Физика Кинематика
примеры решения задач
Лекции по физике теория газов

Импрессионизм - направление, которое возникло и получило развитие во Франции во второй половине XIX в. - первой четверти XX в., распространилось затем и в других странах; оно знаменовало собой настоящую революцию в живописи. Это была художественная школа, стремившаяся «передать только впечатление, но так, чтобы оно воспринималось как нечто материальное». Приблизительно в то же время Рубенс во Фландрии делает тени на своих картинах цветными, используя для этого прозрачные промежуточные оттенки; поэтому, как отмечает Делакруа, свет у Рубенса окрашен в тонкие, изысканные тона, а тени, наоборот, - в более теплые и насыщенные, усиливая таким образом эффект светотени На Клода Моне и художников его круга повлияли и некоторые французские живописцы - разве Сезанн не утверждал, что он «хотел бы писать, как Пуссен, но природу»? По этому пути пошли те, кого мы обычно называем «художниками атмосферы»; они работали в Нормандии, в устье Сены, между Онфлером, Трувилем, Довилем и Гавром. Однако ни один из художников не испытал такого непосредственного воздействия творчества Курбе, как Эдуард Мане.

Однако черты современной жизни пыталась также передать и недавно изобретенная техника - фотография, которую некоторые считали искусством и на которую Бодлер обрушился с резкой критикой В любом случае импрессионизм следует рассматривать как новую технику живописи, отражавшую новое восприятие действительности, как апологию непосредственного и ничем не замутненного ощущения Если же говорить о технике живописи, то надо отметить, что импрессионисты отказались от изображения форм и цвета такими, какими - как полагали художники - те должны были быть, ради изображения их такими, какими они видели их под деформирующим воздействием освещения. Добавим в заключение, что в соответствии с открытым Шеврёлем законом контрастного взаимодействия цветов две положенные рядом дополнительные краски - например, зеленая и красная - или две производные дополнительные - например, фиолетовая и зеленая - усиливают друг друга, и наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность цвета. Глаз художника академической школы и глаз импрессиониста Да, действительно, можно было сказать, что в этой большой аллее струился свет, а на кончиках ветвей, после того как по ним стекали лучи света, оседала золотистая пена».

Пруст очень точно определил эту новую форму искусства: «.именно попытка Эльстира представлять предметы не такими, какими он их знал, а на основании оптических обманчивых представлений, из которых складывается первоначальное наше видение, привела его к применению некоторых законов перспективы, и это было потрясающе, ибо впервые открыло их искусство». Как мы уже знаем, свою первую выставку импрессионисты провели с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в помещении ателье фотографа Надара, размещавшемся в доме № 35 по бульвару Капуцинок Импрессионизм, столь поносимый, как мы только что видели, современниками, вошел в моду спустя пятьдесят лет, вследствие чего распространена тенденция считать это искусство замкнутым в себе самом. Добавим, что мазки методично кладутся рядом друг с другом мелкими точками, что и дало название этой технике - «пуантилизм»; при этом художники опирались на оптическое смешение тонов.

Поэтому Ван Гог не растворялся в природе - природа растворялась в нем, он делал ее податливой, заставляя принимать форму его сознания, следовать за собой, деформируясь порой в соответствии с искаженными образами собственного сознания Все художники и группы художников, о которых мы говорили до сих пор, были - идейно или технически - связаны с импрессионистами в силу своих взглядов или определенной манеры письма. В декабре в галерее Лебарка де Бутвиля на улице Лепелетье состоялась выставка под названием «Импрессионисты и символисты», первая из тех пятнадцати выставок, что пройдут тут за период до 1897 г.

Предшественники импрессионизма

АППИАН Адольф, наст. фамилия и имя Бартелеми Жак (1818-1898) АХЕНБАХ Освальд (1827-1905). Родился 2 февраля 1827 г. в Дюссельдорфе; умер 1 февраля 1905 г. В течение 12 лет учился в дюссельдорфской Академии художеств; немалую роль в его становлении как художника сыграл старший брат Андреас. БОНВЕН Франсуа (1817-1887). Детство Франсуа Бонвена было безрадостным. Его отец, отставной военный, ставший сельским полицейским и владельцем местного кабачка, женился вторым браком на женщине, не питавшей особой нежности к пасынку. БОНИНГТОН Ричард Парке (1801 или 1802-1828). Бонингтон, семья которого в 1817 г. переехала в Кале, намереваясь основать фабрику по производству кружев, учился там у Франсуа Луи Франсья, французского художника-акварелиста. ВАСМАНН Рудольф Фридрих (18051886). Он родился в Гамбурге, учился у Нэкке в Дрездене, а затем в Мюнхене и Риме. Васманн подружился с Корнелиусом, который в ту пору возглавлял группу «Назарейцев» ВОЛЛОН Антуан (1833-1900). Сын лионского мастера по орнаменту, выходец из семьи, издавна славившейся искусностью в ремеслах, приехал в Париж в возрасте двадцати шести лет ГЕНСЛЕР (ГЕНЦЛЕР) Иоганн Якоб (1808-1845). ГИГУ Поль (1834-1871). Этот представитель прованской школы во французской живописи наряду с Монтичелли может рассматриваться как подлинный предшественник импрессионизма. ДИАС (ДИАЗ) де ла ПЕНЬЯ Нарсис Вирхилио (1807-1876). Он родился в Бордо, в семье испанских буржуа, подвергшихся преследованиям со стороны короля Жозефа. Будущий художник в раннем детстве остался сиротой и был воспитан протестантским священником. Диас принес свое искусство в жертву вкусам современников, населив полотна мифологическими богинями или меланхоличными влюбленными, однако как колористу ему не было равных: художника даже относят к предшественникам ташизма. ЗИЕМ Феликс (1821-1911). Зиема часто упрекали, что он пожертвовал искусством ради успеха и в конце жизни творчество его стало утомительно однообразным; однако эскизы, выполненные художником в начале творческого пути, дают основание отнести его к предшественникам импрессионизма. КАРПО Жан Батист (1827-1875). Талантливый скульптор, натура экзальтированная, неистовая и возвышенная, служивший по этой причине мишенью для интриг и зависти, считал себя гонимым; он был, кроме того, живописцем, оригинальность картин которого дает основание видеть в нем предшественника импрессионистов КАРРАН Луи Илер (1821-1899). Сын лионского торговца шелком, Карран унаследовал внушительное по тем временам состояние, что дало ему возможность посвятить себя живописи. КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837). Сын состоятельного мельника, он родился в восточном Бергольте, в графстве Суффолк. Живописи учился у своих друзей, увлекавшихся искусством; но его главным наставником была природа В 1806 г. Констебл совершает поездку по Озерному краю, а в 1811 г. впервые приезжает в Солсбери; в 1816 г. художник проводит медовый месяц в Дорсете. КОТМЕН Джон Селл (1782-1842). Сын цирюльника из Нориджа в графстве Норфолк, он около 1798 г. приехал в Лондон, где подружился с доктором Монро, который познакомил его с акварелистами, писавшими пейзажи. Поворотную роль в жизни Крома сыграла состоявшаяся ок. 1790 г. встреча с Томасом Харви, у которого была прекрасная коллекция голландской живописи и картин современных английских художников.

ЛАВЬЕЙ Эжен (1820-1889). Как Жорж Мишель, Эрвье и Шентрейль, Лавьей, сын небогатого парижского обойщика, начинал с того, что писал небольшие домишки, расположенные на Монмартрском холме; впоследствии он станет любимым учеником Коро. МЕНЦЕЛЬ Адольф фон (1815-1905). Сын литографа из Бреслау, прямой наследник традиций берлинской школы живописи, которая прославилась такими мастерами, как Крюгер и Блехен, в 1845 г. он побывал на выставке в Берлине, и увиденные там пейзажи кисти Констебла стали для него полным откровением. МИШАЛЛОН Ашиль Этна (17961822). Мишаллона, ставшего в 1817 г. первым художником, отмеченным наградой за исторический пейзаж, многие считают предшественником романтизма; другие же относят его к предшественникам импрессионизма МОНТИЧЕЛЛИ Адольф (18241886). Свое художественное образование Монтичелли начал в школе рисунка в Марселе, после чего в 1846 г. он переехал в Париж, где часто бывал в Лувре и в мастерской Поля Делароша. ПАЛМЕР Сэмюэл (1805-1881). Будущему художнику его отец, книготорговец, привил любовь к литературе, и в первую очередь к Мильтону.

РИБО Теодюль (1823-1891). Наряду с Бонвеном и Воллоном Рибо считается предшественником Мане и - в более широком смысле - импрессионистов. Карл Роттманн, родившийся 11 января 1798 г. неподалеку от Гейдельберга и скончавшийся 7 июля 1850 г. в Мюнхене, учился искусству живописи у своего отца и у Иоганна Кселлева в Нюрнберге. ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям Теофиль Готье писал, что на ней изображен «зверь Апокалипсиса - сверкающий локомотив, широко распахнувший во мраке ночи свои горящие стеклянные глаза; он увлекает за собой длинный хвост вагонов. УИСТЛЕР Джеймс Эббот Макнил (1834-1903). Его отец, майор Джордж Уистлер, военный инженер, был приглашен в Россию проектировать строительство железной дороги Петербург - Москва; с ним поехали жена и сын. Уистлер связан с различными художественными тенденциями своего времени и благодаря своим достижениям в живописи с полным правом может быть отнесен к числу предшественников импрессионизма. ШЕНТРЕЙЛЬ Антуан (1816-1873). Этот ученик Коро, так же как Кальс и Эрвье, всегда пытался передать тончайшие изменения освещения на восходе и закате солнца; и он был одним из тех предшественников импрессионизма, кому это удалось лучше всех. ЭРВЬЕ Адольф (1818-1879). Сын художника, учившегося у Давида, Эрвье был учеником Леона Конье и - в еще большей степени - Изабе.

Импрессионисты

БАЗИЛЬ Жан Фредерик (1841, Монпелье - 1870, Бонла-Роланд). Приехав в 1862 г. в Париж учиться живописи, он поступает в мастерскую Глейра, где знакомится с Клодом Моне. БЕРНАР Эмиль (1868, Лилль - 1941, Париж). Роже Маркс называл Эмиля Бернара отцом «символизма в живописи», но Альбер Орье в своей знаменитой статье, опубликованной в марте 1891 г. в «Меркюр де Франс» и написанной, кстати, по просьбе Бернара, приписывал эту заслугу Гогену, что послужило причиной крайнего возмущения Бернара и его разрыва с Гогеном БЕРУЕТЕ Аурелиано де (1845, Мадрид - 1912, Мадрид). Этот испанский художник, ученик жившего в Испании бельгийского пейзажиста Карлоса Аеса и Мартина Рико, был не только плодотворно работавшим художником, но и просвещенным человеком: в частности, он составил первый научно обоснованный каталог произведений Веласкеса. Около 1848 г. Буден по совету Милле и Тройона посвящает себя живописи. Прежде чем приступить к картине, он выполняет серию акварелей и пастелей непосредственно на пленэре. Бодлер, будучи проездом в Онфлёре и увидев работы Будена, был так ими захвачен, что писал в своем обозрении «Салон 1859 года» ВАН ГОГ Винсент (1853, Гроот Зюндерт, Голландия - 1890, Оверсюр-Уаз, Франция). Как и Гоген, Ван Гог поздно осознал свое призвание художника. Из преклонения перед Рубенсом рождается интерес Ван Гога к цвету Но картины «Портрет папаши Танги» (18871888) и «Женщина в кафе «Тамбурин» (1887) свидетельствуют и о влиянии на него мастеров японской графики: с этого времени художник начинает применять прямые, резкие мазки, все больше усовершенствуя их в дальнейшем Ван Гог прожил в приюте для душевнобольных в Сен-Реми год - с 3 мая 1889 г. по 16 мая 1890 г., и все это время он продолжал писать картины.

В. ВИНЬОН Пейзаж в Овере-сюр-Уаз. Ок. 1880-1885 ГИЙОМЕН Арман (1841, Париж - 1927, Шато-де-Гриньон, Орли). В конце 1844 г. родители Гийомена уезжают из Парижа и обосновываются в Мулене. ГОГЕН Поль (1848, Париж - 1903, Маркизские острова). Гоген, поздно осознавший свое призвание художника, писал 6 октября 1888 г. своему другу, художнику Шуффенекеру: «Какое имеет значение, что я держусь особняком, - в глазах большинства я ни на что не годен, кто-то считает меня поэтом, но рано или поздно все встанет на свои места». В эти годы в творчестве Гогена заметно влияние Клода Моне, Сислея, Писсарро («Сена у Йенского моста», 1875; «Въезд в деревню», 1884). Однако Гоген мечтает о возвращении к примитивному искусству П. ГОГЕН «Vairaumati tei oa» («Ее звали Вайраумати»). 1892 В начале 1889 г. Гоген показывает семнадцать своих полотен в кафе Вольпини на «Выставке картин группы импрессионистов и синтетистов». Особенно сильное впечатление производит последняя из названных картин: все в ней поражает своей непохожестью на импрессионизм - персонажи, в которых многие усматривают сходство с древнеегипетскими барельефами, что достигается благодаря использованию закона фронтальности Разделив судьбу своих друзей-импрессионистов, он не добился признания у современников, за исключением небольшой горстки людей. ГОНСАЛЕС Ева (1849, Париж - 1883, Париж). Ева Гонсалес была дочерью романиста Эммануэля Гонсалеса, поэтому ее детство прошло в среде литераторов и художников.

ДЕГА Эдгар (1834, Париж - 1917, Париж). Дега, называвший себя «классическим художником, который изображает современную жизнь», был тесно связан с импрессионистами: он часто встречался с ними и принимал участие в их групповых выставках В этот период художник пишет исключительно портреты и картины на исторические темы, оставаясь верным традициям и полученному образованию. Однако и в этих работах Дега проявляет себя самобытным художником, о чем свидетельствуют смелость композиции его ранних работ, стремление к изломанным линиям и гармонии ритмов, передаваемой пластически. Э. ДЕГА Женщина с хризантемами. 1865 Э. ДЕГА Танцовщица у фотографа. 1873-1875 э Серии художника превращаются в нескончаемую череду постоянно меняющихся форм, изображая которые Дега использует самые разнообразные возможности, чтобы передать ритм, изломы линий, впечатления не такими, какими он их видит в данный момент, а такими, какими он запомнит их и представит себе впоследствии. Сам по себе выбор темы для серии «Скачки» свидетельствует о верности художника классическим традициям: жокей верхом на лошади вызывает ассоциации с античными образами всадников, например со скульптурами фриза Пантеона. Дега пользуется почти исключительно техникой пастели, которая позволяет ему - зрение художника постепенно слабеет, и в конце жизни он почти ослеп - посредством удлиненных линий и широкой штриховки изображать как сами предметы, так и их отражения

ЗАНДОМЕНЕГИ Федерико (1841, Венеция - 1917, Париж). Сын и ученик скульптора Пьетро Зандоменеги, он в 1862-1866 гг. работал во Флоренции, а затем в 1866-1874 гг. - в Венеции, после чего перебрался в Париж, где сблизился с группой импрессионистов и стал выставлять свои работы в «Салоне независимых». В 1873 г. Йонкинд впервые приезжает в Дофине, а в 1878 г. поселяется неподалеку от Гренобля, в КотСент-Андре, рядом с семьей Фессе. КОРИНТ Ловис (1858, Тапиау, Восточная Пруссия - 1925, Зандворт, Голландия). Хотя Коринт учился живописи у Отто Гюнтера в Академии художеств Кёнигсберга, а затем у Людвига фон Лёфца в Мюнхене, как художник он сформировался именно в Париже. С этого времени Коринт наряду с Максом Слефогтом становится одним из ведущих берлинских художников-импрессионистов. КРОСС Анри Эдмон (1856, Дуэ - 1910, Сен-Клэр, департамент Вар). Этот художник, настоящее имя которого было Анри Эдмон Делакруа, по совету Бонвена взял себе псевдоним Кросс, от английского «cross» («крест»); это, без сомнения, было со стороны художника данью памяти его матери, англичанки КЭССЕТ Мэри (1844, Элленай-сити, Пенсильвания - 1926, замок Бофрен-о- Мени-Терибю, Уаза). Дочь богатого банкира из Питсбурга, она решает заняться живописью и для этого в 1866 г. приезжает во Францию А. М. ЛЕБУР Снег при закате солнца ЛИБЕРМАН Макс (1847, Берлин - 1935, Берлин). Сын богатых коммерсантов-евреев, Либерман согласно отцовской воле должен был посвятить себя занятиям философией.

МАНЕ Эдуард (1832, Париж - 1883, Париж). Роль Мане в искусстве его времени была достаточно двусмысленной и противоречивой, но чрезвычайно важной. Двусмысленной - потому что, совершенно не собираясь выходить за рамки традиционной живописи, он против своей воли стал глашатаем и главой революционного движения в искусстве, импрессионизма. Отказавшись ради живописи от карьеры морского офицера, которую предназначали для него родители, Эдуард Мане в 1850 г. поступил в мастерскую Тома Кутюра, которую он посещал до 1856 г. Э. МАНЕ Ваза с пионами. Ок. 1864—1865 В следующем, 1864 г. у Мане были приняты в Салон две картины - «Бой быков в Испании» и «Христос с ангелами», которые карикатурист Берталь в «Жюрналь амюзан» назвал «испанскими безделушками, приготовленными в черном соусе Риберы господином Мане-и-Курбе-и-Сурбаран с улицы Батиньоль». Позднее Поль Валери во вступлении к каталогу выставки, посвященной столетию со дня рождения художника, писал: «Олимпия шокирует, вызывает священный ужас, но она притягивает к себе и в конце концов торжествует. Со всей очевидностью новая манера проявилась в таких работах, как «В лодке», «Аржантей» (Салон, 1875), «Клод Моне за работой в своей плавучей мастерской», «Госпожа Моне с сыном в саду».

МОНЕ Клод (1840, Париж - 1926, Живерни). 21 июня 1926 г., за несколько месяцев до смерти, Клод Моне очень точно определил свою роль в истории искусства и в импрессионизме. Клод Моне родился в Париже, но почти все его детство и юность прошли в Гавре. В 1858 г. он познакомился с Буденом, который и научил его работать на пленэре. В 1859 г. Моне приехал в Париж и начал посещать Академию Сюиса, где он познакомился с Писсарро. В 1870 г. Моне едет в Лондон, где встречает Писсарро; вместе они открывают для себя творчество Констебла и Тернера («Вестминстерский мост», 1871). К. МОНЕ Белые кувшинки. 1899 Результатом этой поездки станут «Скалы в Бель-Иле» (оба варианта). Клемансо, большой поклонник творчества Моне, опубликовал в этой связи статью под названием «Революция соборов», в которой обращал особое внимание на поразительную смелость художника при обращении с цветом и передаче тончайших нюансов, благодаря чему Моне удалось блестяще передать игру света и его переливы на поверхности этого величественного памятника архитектуры - ни один художник не заходил так далеко в передаче поэтического впечатления. И как композитор может сочинять различные композиции на одну и ту же тему, так и Моне бесконечно моделирует, никогда не повторяясь. Однако в стилистическом плане налицо очевидная эволюция ее творчества: если сначала Берта Моризо работала в традиционной живописной манере и находилась под значительным влиянием Коро Благодаря Мане Моризо начинает интересоваться изображением человеческой фигуры и портретной живописью («Портрет госпожи Понтийон», сестры художницы, выполненный пастелью, 1871; «Колыбель», 1872; «Ловля бабочек», 1873).

Дж. де НИТТИС Парфюмерная лавка «Виолетт» на бульваре Капуцинок. Ок. 1880 ПИССАРРО Камиль (1830, о-в Сен- Тома, Антильские острова, владение Нидерландов - 1903, Париж). Если Клод Моне и Сислей больше всего любили изображать на своих картинах воду и непрерывно меняющиеся отражения на ее поверхности, то Камиль Писсарро всегда отдавал предпочтение земле. Вот почему на его пейзажах так часто можно увидеть домашний скот или крестьян. К. ПИССАРРО В окрестностях Лувесьенна, осень. 1869-1870 Начиная с 1881 г. Писсарро, так же как Ренуар, творчество которого именно в этот период претерпевает изменения, и как Сезанн, осознает, что импрессионизму не хватает основательности и структурности в области формы; наступает новый период в творчестве Писсарро

Русские художники