∆ивопись и архитектура ‘ранции

Ђѕуссенистыї против Ђрубенсистовї. ≈два ли удивительно то, что пр€молинейна€ система ‘ранцузской јкадемии не дала больших художников. ƒаже Ћебрен, как мы видели, был на практике гораздо ближе к барокко, чем можно было бы ожидать с классицистической точки зрени€ “ворчество Ѕуше €вл€етс€ свидетелъством общего сдвига во французском искусстве в сторону рококо. —ам этот термин первоначально примен€лс€ дл€ характеристики прикладного искусства, но он вполне соответствует игривому характеру и французской живописи до 1765 года. —имеон Ўарден.  ухонный натюрморт. ќк. 1731 г. ’олст, масло. 31,8 х 39,1 см. ћузей јшмола, ќксфорд —амый ранний из этих художников, ¬иль€м ’огарт (1697Ч1764), за€вил о себе в 1730-х годах созданием нового вида живописи, который можно охарактеризовать следующим образом: Ђсовременна€ моральна€ тематика... похожа€ на театральные постановкиї.

ѕортретна€ живопись осталась единственным источником доходов дл€ английских художников. —эр ƒжошуа –ейнольде. —ара —иддонс в образе трагической музы. 1784 г. ’олст, масло

јрхитектура ‘ранци€ ѕосле смерти Ћюдовика XIV централизованна€ административна€ машина, запущенна€  ольбером, стала работать с перебо€ми, пока не остановилась совсем. ƒвор€нство, которое до того времени было прив€зано к ¬ерсальскому двору, теперь ощутило некоторое ослабление королевского надзора.   рококо относились и утонченные миниатюрные подражани€ криволинейным, Ђэластичнымї формам барокко Ѕорромини и √варини, которые смогли успешно вписатьс€ в архитектуру јвстрии и √ермании, где италь€нский стиль пустил крепкие корни. —реди архитекторов следующего поколени€ наблюдалось т€готение к легкости и элегантности. ¬ епископской резиденции в ¬юрцбурге, построенной по проекту Ѕальтазара Ќеймана (1687Ч1753), имеетс€ захватывающий дух  айзеровский зал Ёпоха, в которую живем мы с вами, пока не имеет определенного названи€

Ќеоклассицизм против романтизма »стори€ этих двух течений, о которых пойдет речь в насто€щей и следующей главах, охватывает, грубо говор€, целое столетие, примерно с 1750 по 1850 год.  ак ни парадоксально, неоклассицизм с одной стороны считаетс€ всего лишь аспектом романтизма, а с другой Ч течением, ему противосто€щим.

∆ивопись ‘ранци€ ¬о ‘ранции мыслители эпохи ѕросвещени€, €вившиес€ духовными предтечами революции, старательно пестовали наметившуюс€ в живописи тенденцию отрицани€ рококо. ∆ак-Ћуи ƒавид. Ђ—мерть —ократаї. 1787 г. ’олст, масло. 129,5 х 196,2 см ћетрополитен музей. Ќью-…орк. ‘онд ¬ульфа 1931.  оллекци€  атерины Ћориллард ¬ульф

јнжелика  ауфман. Ђ’удожница в роли "«амысла" прислушиваетс€ к вдохновл€ющему голосу ѕоэзииї. 1782 г. ’олст, масло.  руг. ƒиаметр 61 см. —обрание јйве. јнглийское J наследие.  енвуд. Ћондон ћученичество геро€ Ч своего современника, а не св€того впервые обессмертил Ѕенджамин ”эст (1738Ч1820) в картине Ђ—мерть генерала ¬ульфаї. ƒжон —инглтон  опли. ”отсон и акула. 1778 г. ’олст, масло. 184,2 х 229,2 см. ћузей из€щных искусств. Ѕостон. ƒар миссис ƒжордж фон Ћенгерке ћейер. „С„™„Щ„Э „§„®„Ш„Щ„Щ„Э „Р„Х „У„Щ„®„Х„™, „§„Х„Ь„Щ„© „І„®„Щ„°„Ш„Ь „Ь„С„Щ„™

—кульптура ¬ отличие от живописцев, скульпторы-неоклассицисты были обескуражены тем значением, которое после трудов ¬инкельмана стали придавать античным стату€м.

¬озрождение интереса к ѕалладио –одиной неоклассицизма в архитектуре стала јнгли€. —амым ранним свидетельством неоклассицизма €вилс€ возврат к стилю ѕалладио в двадцатых годах XVIII века, чему способствовал состо€тельный архитектор-дилетант лорд Ѕерлингтон. „исвик-хаус, построенный им в стиле виллы Ђ–отондаї, представл€ет собой простое, компактное, геометрически строгое здание Ч полную противоположность барочной помпезности.

Ќеоклассицизм и античность Ѕольшими событи€ми дл€ середины XVIII века были возрождение интереса к греческому искусству, как к подлинному источнику классического стил€, и раскопки √еркуланума и ѕомпеи, которые впервые дали возможность познакомитьс€ с бытом древних и составить полное представление об искусстве и ремеслах того времени ¬ это же врем€ палладианизм, возрожденный лордом Ѕерлингтоном, распространилс€ и за пределами —тарого —вета в американских колони€х, где получил название георгианского стил€; наиболее значительным образцом этого стил€ стала усадьба “омаса ƒжефферсона Ђћонтичеллої.

 ак ни парадоксально, эпоха ѕросвещени€ высвободила не только разум, но и то, что ему противосто€ло: она способствовала новому всплеску эмоциональности в искусстве и по достижении расцвета этот стиль сумел просуществовать почти полстолети€ и получил название Ђромантизмї.

„С„™„Щ„Э „§„®„Ш„Щ„Щ„Э „Р„Х „У„Щ„®„Х„™, „§„Х„Ь„Щ„© „І„®„Щ„°„Ш„Ь „Ь„С„Щ„™ –усские художники