История искусства Экология энергетики Инженерная графика и машиностроительное черчение Математика решение задач и примеров Курс лекций по физике и электротехнике
Топливо для ядерных реакторов Урановый цикл Уран-ториевый цикл Уран-плутонивый цикл оружейный плутоний Торий-плутонивый цикл Добыча урановой руды Обогащение урана Временное хранение ОЯТ Транспортировка радиоактивных веществ Твэлы

Капиталовложения в предприятия топливного цикла на 1 кет мощности АЭС, благодаря высокой теплотворной способности ядерного горючего, значительно меньше удельных капиталовложений в добычу угля и транспорт для тепловой энергетики.

ОЯТ ВМФ и гражданского флота России

В России серьезное внимание уделяется аспектам хранения ОЯТ военно-морского и гражданского флотов.

По данным Госатомнадзора России, береговые и плавучие хранилища Военно-Морского Флота РФ полностью заполнены. В них накоплено 535т ОЯТ. Чтобы вывезти такой объем топлива на ПО «Маяк», необходимо отправить 151 эшелон, для чего при условии равномерной отправки и жесткого выполнения графика движения понадобится 10 лет. При этом ОЯТ можно вывозить по железной дороге только с Северного флота, поскольку обеспечение безопасной транспортировки ОЯТ с Дальнего Востока проблематично. Хранилища ОЯТ гражданского атомного флота также переполнены. Развитие нетрадиционной энергетики является важным направлением в системе энергоснабжения России

На атомоходах используются реакторы типа КЛТ-40, разработанные на основе реакторов атомных подводных лодок. Активная зона реактора этого типа состоит, как правило, из 241 ТВС. Топливом служит уран-235, обогащенный до 20 % (ср.: в АЭС используют уран-235, обогащенный до 3—4 %). При нормальной работе ТВС должны заменяться каждые 3—4 года. Для перезарядки активных зон реакторов атомоходов, хранения твердых и жидких РАО, образующихся при замене ядерного топлива и промывки реакторов, а также для хранения ОЯТ используются 5 судов технологического обслуживания, базирующихся на ремонтно- технических предприятиях (РТП) «Атомфлот».

*По данным Госатомнадзора РФ

** С учетом данных Госатомнадзора РФ

Судно «Имандра» оборудовано для хранения свежего и отработанного ядерного топлива (построено в 1981 г., водоизмещение 9500 т). Оно строилось специально для обслуживания атомных судов и в экстренных случаях способно перегрузить активную зону реактора ледокола непосредственно в море. На борту «Имандры» есть хранилище для 1530 ГВС (около 6 активных зон реакторов ледоколов) для сухого хранения. По состоянию на 1 января 1994 г. хранилище ОЯТ было заполнено почти полностью (кроме емкости для аварийной выгрузки). На борту «Имандры» есть хранилище жидких РАО объемом 550 м3, заполненное на 50 %.

Рис.5. Суда техослуживания атомного флота (Мурманское пароходство)

Заметное влияние на потребность в уране может оказать технологический процесс обогащения. В настоящее время большинство существующих реакторов использует уран, обогащенный в результате диффузии газов. При диффузии газов некоторое количество U2ss попадает в отходы, хвосты.
Ядерные топливные циклы производство топлива для ядерных реакторов