История искусства Экология энергетики Инженерная графика и машиностроительное черчение Математика решение задач и примеров Курс лекций по физике и электротехнике
Топливо для ядерных реакторов Урановый цикл Уран-ториевый цикл Уран-плутонивый цикл оружейный плутоний Торий-плутонивый цикл Добыча урановой руды Обогащение урана Временное хранение ОЯТ Транспортировка радиоактивных веществ Твэлы

Капиталовложения в предприятия топливного цикла на 1 кет мощности АЭС, благодаря высокой теплотворной способности ядерного горючего, значительно меньше удельных капиталовложений в добычу угля и транспорт для тепловой энергетики.

Плавтехбаза «Лотта» (построена в 1961 г., водоизмещение 5 тыс. т) используется как хранилище ОЯТ. В 1993 г. она переоборудована для работы с контейнерами нового типа для перевозки ОЯТ. Отработанное топливо после выдержки на судне «Имандра» в течение года перегружается на базу «Лотта», где хранится еще два года и после снижения радиоактивности вывозится на ПО «Маяк». Хранилище ОЯТ на судне вмещает 4080 ТВС (около 12 активных зон реакторов ПЛА), некоторые из них находятся на судне с середины 1980-х гг. Приблизительно 35 % ТВС, хранящихся на судах «Имандра» и «Лотта», имеют циркониевую оболочку и не подлежат дальнейшей переработке. Теплоход «Лепсе» (построен в 1936 г., водоизмещение 5 тыс. т) был переоборудован в плавтехбазу и использовался для замены ядерного топлива, хранения свежего и отработанного топлива с атомных ледоколов, а также до 1987г. доставлял РАО к месту затопления у архипелага Новая Земля. С 1993 г. судно стоит у причала РТП «Атомфлот», в нем хранится ОЯТ, средне- и низкоактивные отходы, около 600 отработанных ТВС обшей активностью 75 тыс. Ки (на 1993 г.). Здесь же оказались аварийные ТВС (эту часть хранилища зацементировали).

К началу 1995 г. в плавучих и береговых хранилищах гражданского атомного флота накоплено 7,7 т ОЯТ (6130 отработанных ТВС) общей активностью 1,3 млн Ки. Все хранилища полностью заполнены. На Северном и Тихоокеанском флотах из эксплуатации выведена 121 атомная подводная лодка (на 1 января 1995 г.). Активные зоны реакторов выгружены из 42 подводных лодок (18 на Северном флоте и 24 на Тихоокеанском). На плаву с невыгруженным ядерным топливом остаются 79 подводных лодок. Это означает, что 70 % выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок фактически превратились в хранилища ОЯТ. Их неудовлетворительное техническое состояние создает опасность ядерных и радиационных аварий. На обоих флотах вместе с ранее выгруженными активными зонами реакторов накопилось 535 т ОЯТ, что составляет более 300 активных зон реакторов. Удивительно разнообразны конструкции современных ветроустановок. Питер Макгрэв из Англии разработал проект ветроэнергетической установки мощностью 3 тыс. кВт с двумя лопастями, укрепленными на горизонтальной оси. Известная авистроительная фирма «Макдоннел – Дуглас» спроектировала установку такого же типа, но с тремя лопастями. А западногерманская фирма «Мессершмит – Бельков – Блом» разработала конструкцию ветроколеса с одной лопастью длинной 74 м, установленной на башне высотой 120 м. Мощность этого гиганта должна составить 5 тыс. кВт. Встречаются и конструкции, где ветер должен вращать устройство, напоминающее огромное велосипедное колесо, на котором вместо спиц укреплены лопасти.

На Тихоокеанском флоте с плавучих баз перезарядки реакторов не выгружено 37 аварийных отработанных ТВС, на Северном — 118. Нарушается одно из главных условий обеспечения ядерной и радиационной безопасности — требование об обязательной выгрузке активных зон. Особые проблемы возникают с активными зонами реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, которые не подлежат переработке. Их на Северном флоте 9, Из 42 атомных подводных лодок с выгруженными активными зонами реакторов только на 8 подводных лодках вырезаны реакторные отсеки, а 16 — подготовлены к длительному хранению на плаву. Действующее хранилище ОЯТ в поселке Шкотово (близ Владивостока) переполнено, нет временной перевалочной базы и ОЯТ не отправляется на переработку. Замена ядерного топлива осуществляется на двух береговых технических базах в Мурманской области (Оленья губа и в поселке Полярный) и береговых хранилищах двух заводов (ПО «Севмаш» и ПО «Звездочка») в Северодвинске (Архангельская обл.). Свежее ядерное топливо для всех атомных судов и подводных лодок доставляется с ПО «Маяк» и после временного хранения в береговых хранилищах заводов поступает на плавбазы Северного флота для перезарядки реакторов.

По состоянию на 1 января 1995 г. на Северном флоте накопилось не менее 21 тыс. отработанных ТВС, а всего в ВМФ России — 35 тыс., большинство из которых (около 20 тыс.) находится в хранилищах и на плавбазе БТБ в губе Западная Лица (Мурманская обл.). Особое беспокойство вызывает базирование в черте .Северодвинска снятых с эксплуатации 9 атомных подводных лодок с невыгруженными активными зонами реакторов (4515 тепловыделяющих сборок), часть из которых находится в критическом состоянии. К этому надо добавить ОЯТ, хранящееся на трех плавтехбазах у причалов ПО «Звездочка» — 1680 отработанных ТВС. Техническое состояние этих судов крайне неудовлетворительно.

Заметное влияние на потребность в уране может оказать технологический процесс обогащения. В настоящее время большинство существующих реакторов использует уран, обогащенный в результате диффузии газов. При диффузии газов некоторое количество U2ss попадает в отходы, хвосты.
Ядерные топливные циклы производство топлива для ядерных реакторов